Иллюстрированные заметки о подводной съемкеОтдельный материал о подводной съемке я собиралась отдавать на растерзание ведущему рубрики «тренды» Алексею Гончарову. Это тренд что ни на есть свежайший и требовавший скорейшего и дотошного рассмотрения. В производство всепогодных камер сейчас ударились все крупные компании, и за каких-то полгода в продаже появилась уйма защищенных аппаратов. Однако подобным специальным камерам, в способности которых толком никто и не верит, нужен тест в реальных условиях. Так что в итоге я вооружилась парой новых подводников и отправилась туда, где под водой действительно есть что смотреть и снимать, — на Красное море. ПОД ВОДУ? НЕДОРОГО!Опробовать силы в жанре подводной съемки большинство людей даже не пытаются — мнение, что все «подводники» либо бесполезны, либо ненадежны, либо неподъемно дороги, живо и по сей день. Отчасти, конечно, ваша правда. Как только я приобрела приличную зеркальную камеру, сразу же появилась идея опуститься с ней на дно морское и расширять портфолио подводными фотографиями. Прогулка по интернет-магазинам, торгующим подобной атрибутикой, повлекла за собой экстренный ремонт челюсти: для Canon 5D бокс стоил «всего лишь» 75 000 рублей — то есть на треть дороже, чем сама камера. Признаюсь, даже ради искусства пойти на такие финансовые жертвы положение в обществе мне не позволило. А нырять и снимать все хотелось. В принципе, озвученная выше ситуация не изменилась на сегодняшний день и профессиональная подводная съемка требует больших затрат. Но многие производители взялись за производство влагозащищенных компактных камер со всеми силами. Теперь ассортимент таких подводников больше не ограничен моделями Olympus и Pentax — на арену вышла и знаменитая своими качественными матрицами Fujifilm, и не менее известная Canon. Задач у этого теста было несколько: проверить, действительно ли старожилы рынка сильнее новичков; на какой результат стоит рассчитывать, вооружаясь недорогим компактом; и стоит ли вообще искать дешевую альтернативу профессиональному оборудованию. Для круглогодичного сидения в Москве камера с функцией подводной съемки абсолютно не нужна. Исключение — если вы большой «везунчик» и регулярно топите фотоаппараты в кувшинах с пивом на корпоративных подпитиях. Конечно, еще можно пытаться фотографировать в ванне или ближайшем к вам районном бассейне, но настоящее удовольствие от подводной съемки можно ловить лишь на морских просторах. Для этого даже профессиональным дайвером быть не нужно — достаточно маски, трубки (по-научному шноркель), пары ласт и отсутствия ихтиофобии. На дайверском слэнге такой вид плавания называется снорклинг (от англ. snorkel — «дыхательная трубка»). Кстати, профессиональные дайверы подводную съемку тоже не игнорируют, но многокилограммовый двуручный агрегат с мощным фонарем, который позволит снимать даже на глубине в 30 метров, тащить с собой в отпуск мало кто захочет. Но в моем распоряжении были самые обычные мыльницы среднего класса, которые, ко всему прочему, можно макать в воду. Очевидный плюс: купаясь с камерой можно не бояться, что за время вашего пребывания в воде кто-то хитрый их прихватизирует. PENTAX OPTIO W60PENTAX — старейшая компания на рынке подводных камер и специальных кофров для них. Именно она в 2004 году выпустила первый защищенный цифрокомпакт. W60, на момент подготовки материала, была старшей моделью в серии W, но уже осенью ее должен сменить новый W80, снабженный также и противоударным корпусом. Дизайн у камеры спорный, дисплей — небольшой, а объектив не выдвижной. В общем, кроме странного внешнего вида и пометки W в индексе, «подводника» в этой камере ничего не выдает. Единственная видная глазу защита корпуса расположена на отсеке батареи и слота под карту памяти — он герметизирован и снабжен задвижкой, чтобы при съемке в воде случайно не открылся. Отдельного упора для большого пальца нет, и это плохо — в руке W60 держится не очень надежно, а пальцы постоянно норовят попасть в кадр или заляпать объектив. Производителем заявлено специальное покрытие объектива против отпечатков пальцев и налипание грязи. Пробовали — работает так себе. Зато сам объектив широкоугольный, с диапазоном фокусных расстояний от 28 до 140 мм и пятикратным зумом и возможностью съемки макро с расстояния в 1 см. Из дополнительных функций в камере есть распознавание лиц и срабатывание затвора на улыбку. За четкость снимков отвечает стабилизация изображения, основанная на сдвиге матрицы, и шумодав. Со значениями ISO выше 400 лучше не экспериментировать — снимки начинают шуметь. Еще одна интересная особенность: камера может вести запись видео в HD-разрешении, но тут есть один неприятный нюанс. Микрофон отлично улавливает речь человека, в чьих руках находится камера, но нормально записать звук по ту сторону объектива ему не удается. При дневной и подводной съемке без звука режим видео получает заслуженную четверку. Если лень возиться с ручными настройками, в меню можно выбрать как стандартные сюжетные программы, так и два режима для подводной фото- и видеосъемки. Качество снимков можно обозвать средним. Снимкам не хватает сочности и резкости. Работа сюжетных программ тоже далеко не идеальная. РЕЙТИНГ MOBI: 7,5 | Технический уровень | 5 | Качество исполнения | 9 | Эргономика и удобство | 9 | Соответствие стоимости | 8 | | в деталях | ЗАЩИЩЕННАЯ ЦИФРОВАЯ КАМЕРА || 12 Мп || 110 г | ДИСПЛЕЙ: 2,5’’ ЖК, 230 000 точек | МАТРИЦА: 1/2,3’’ CCD | МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ: 3648 x 2736 | ОБЪЕКТИВ: 35–105 мм, f/3,7–4,2 | ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ: 64–1600 ISO | ВЫДЕРЖКА: 1/2000–8 с | ЗАПИСЬ ВИДЕО: 1280х720, 15 кадр./с | ВСТРОЕННАЯ ПАМЯТЬ: 50 Мб | ТИП КАРТ ПАМЯТИ: SD/SDHC | ГАБАРИТЫ: 92x59,5x20,5 мм | ПРИМЕРНАЯ ЦЕНА: 10 000 руб. | FUJIFILM Z33 WPРанее японская компания производила только боксы для подводной съемки, а теперь решила попробовать силы и в камерах. Признаюсь, больше надежд в тесте я возлагала на PENTAX, но камера от Fuji подкупала и своей малой ценой, и классным дизайном. Доступна Z33 сразу в четырех цветах: синем, зеленом, розовом и черном. Плюс ко всему это самый маленький в мире аппарат для подводной съемки на глубине до трех метров. Корпус у камеры и правда совсем крошечный, но удобно изогнутый — она очень надежно лежит в руке. Кнопки управления сгруппированы вместе, к управлению нужно привыкнуть. Отсек для аккумулятора и карты памяти, как и у PENTAX W60, защищен крышкой с прорезиненными краями и снабжен надежной защелкой. Внутри — обычный объектив с 35 мм на самом широком угле, большой дисплей и стандартный для недорогой камеры набор функций. Камера способна распознать до 10 лиц и предотвратить смазывание снимка благодаря цифровой системе стабилизации изображения. Также Z33 может уменьшать фотографии для быстрой загрузки на сайты вроде Flickr и Facebook. В части записи видео камера оказалась не слишком сильна: VGA-разрешения для качественных роликов недостаточно. Но ведь не зря Fujifilm знаменита на весь мир своими матрицами: даже столь простая камера порадовала избалованные зеркальной камерой глаза. Фотографии четкие, яркие и контрастные. РЕЙТИНГ MOBI: 8,5 | Технический уровень | 6 | Качество исполнения | 9 | Эргономика и удобство | 9 | Соответствие стоимости | 10 | | в деталях | ЗАЩИЩЕННАЯ ЦИФРОВАЯ КАМЕРА || 10 Мп || 110 г | ДИСПЛЕЙ: 2,7’’ ЖК, 230 000 точек | МАТРИЦА: 1/2,3’’ CCD | МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ: 3648 x 2736 | ОБЪЕКТИВ: 35–105 мм, f/3,7–f/4,2 | ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ: 64–1600 ISO | ВЫДЕРЖКА: 1/2000–8 с | ЗАПИСЬ ВИДЕО: 640х480, 30 кадр./с | ВСТРОЕННАЯ ПАМЯТЬ: 50 Мб | ТИП КАРТ ПАМЯТИ: SD/SDHC | ГАБАРИТЫ: 92x59,5x20,5 мм | ПРИМЕРНАЯ ЦЕНА: 6000 руб. | НА ПРАКТИКЕЧто Z33, что W60 мне достались каких-либо аксессуаров и специальных шнурков, так что сооружать фиксатор на руку пришлось из подручных средств. Первая же попытка поплавать с камерами без дополнительного крепления завершилась нырянием на дно морское за выскользнувшим аппаратом. В плане комплектации PENTAX оказалась добросовестнее: в комплекте с камерой идет шнурок на запястье, а к Fuji специальный «поплавок» придется докупать отдельно. Так что первое и главное правило — не игнорировать шнурки и раскошелиться «поплавок», который вытащит камеру на поверхность, если она все-таки выскользнет из рук. Совет второй: настройки для съемки лучше выставлять до погружения в воду. Хоть на удобство управления обоими компактами я пожаловаться не могу, под водой видимость сильно ухудшается, и ковыряться в настройках становится неудобно. С автоматическими режимами съемки сколько ни играйся, толку мало: баланс белого врет безбожно. В каждой камере есть режим для съемки под водой, им и советую пользоваться. Правда, работал он у тестируемых «подводников» не одинаково успешно: PENTAX постоянно заливал кадры в мутноватую синеву, напрочь убивая естественные цвета. Ярко оранжевый коралл по мнению камеры был зеленым, и толком прорисовать ряд рифов и дно W60 не смогла — сколько я ни старалась, а снимки все равно выходили мутными. Зато с очень близкого расстояния более-менее походящий на правду контрастный и четкий снимок уже удавалось сделать. У Fuji Z33 «водоплавающий» режим работает на порядок лучше: естественные цвета камера не искажает, хорошо справляется как с крупными планами — тут претензий вообще нет никаких, — так и со съемкой на расстоянии. Картинка у камеры получается контрастная, промахов с фокусировкой было довольно мало. На дисплеях обеих камер картинка при подводной съемке была мутная, в качестве видоискателей дисплеи одинаково плохи. Выход: снимать полагаясь только на собственное видение картины. Так что вместо попыток строить композиции и долго искать подходящий сюжет можно заниматься самой обыкновенной ломо-фотографией. Результат порой превосходит все ожидания. А теперь о грустном: мыльницы есть мыльницы, и фокусируются в таких непростых условиях они очень медленно — на каждый кадр тратится в среднем пять-семь секунд. Снимать подвижный подводный мир на таких черепашьих скоростях очень неудобно, и все объекты так и норовят уплыть из кадра подальше или повернуться хвостом. Зато в плане живучести Z33 оказался круче: его хватило на полчаса видео, постоянный просмотр фотографий на экране и несколько сотен кадров. W60 сдулся гораздо раньше. Также могу отрапортовать, в результате теста ни один из подопытных не пострадал: камеры на протяжении недели подвергались ежедневными пытками морем и песком, но защищенные корпуса не подвели — обратно аппараты были возвращены в целости, сохранности и полной работоспособности. НАПЛАВАЛИСЬОчевидным лидером этого теста стал Fuji Z33. Признаюсь, сама подумываю над ее приобретением в качестве второй камеры. Это хороший любительский аппарат за довольно смешные деньги, который можно брать даже на роль основного аппарата. И пусть вас не пугает его заявленная работа на глубине лишь в три метра. За время активного использования камера неоднократно опускалась на дно, где глубина достигала уже метров пяти, и лежала пару минут в ожидании спасителя. Для полноты картины в самое ближайшее время надеюсь организовать еще один выездной тест, но уже с самой многообещающей подводной камерой этого года — Canon D10. FAQ | Q: Какие основные правила в съемке под водой стоит соблюдать? A: Следует учитывать, что вода рассеивает свет гораздо лучше, чем воздух, и даже при съемке с близкого расстояния получить четкий и контрастный снимок не всегда удается — с часто промахивающимся автофокусом придется смириться. Главное правило съемки под водой: как можно ближе подплывать к объекту и стараться не трясти камерой, поскольку при низких значениях ISO автоматика всегда увеличивает выдержку. Встроенную вспышку в принципе стоит отнести к категории зла: плотность морской воды высокая, снимая объект с близкого расстояния слабой и направленной сверху вспышкой рискуем получить одну несчастную рыбу на черном фоне. Q: Когда лучше отправляться на фотоохоту? A: Самые лучшие и четкие кадры можно получить до полудня, или когда солнце в зените. Прямой верхний свет поможет избежать смазанных снимков и получить наиболее контрастные и яркие фотографии без глубоких теней. Еще один немаловажный момент — прозрачность воды, которая лучше всего с утра. Так что лучшее время съемки — в промежутке с девяти утра до часу дня. Q: Нужно ли доводить снимки до ума в графических редакторах? A: На что в цифровых мыльницах можно пожаловаться, так это на недостаток резкости и контрастности фотографий. Такие огрехи съемки правятся сдвиганием двух ползунков в Adobe Lightroom или Photoshop. Для усиления эффекта можно подкрутить Saturation или немного поиграться с инструментом Curves. Что поправить будет невозможно, так это изначально затянутые в синеву цвета. Q: Нужно ли соблюдать меры предосторожности при подводной съемке? А: Да и еще раз да. Прежде всего — не бросайтесь в морскую пучину без майки. Изучение и съемка подводного мира затягивают неслабо, а вода, как известно, прекрасно отражает солнечные лучи. Так что час подстерегая рыбу-звездочета в особенно задумчивой позе вы рискуете получить неслабый ожог мощей. Во-вторых, не стоит забывать, что в море полно ядовитой рыбы. Изучите фауну в картинках, чтобы случаем не пойти снимать «оперение» морского петуха в режиме макро. | Куда подаваться | Когда | Почем | Температура воды | Тайланд | С февраля по март | От 700$ | +29 | Юг Красного моря | С ноября по март | От 250$ | +26 | Мексика, полуостров Юкатан | С мая по июль | От 700$ | +27 | Баренцево море | С мая по август | От 1000$ | +9 | Малайзия, остров Сипадан | С декабря по апрель | От 1300$ | +30 | Республика Палау | С января по май | От 1000$ | +20 | Мальта | С июля по сентябрь | От 300$ | +24 | Мальдивы | С января по апрель | От 1100$ | +30 | Большой Барьерный риф | С октября по декабрь | От 1400$ | +25 |
Источник: http://mobi.ru/ |