Дорога в прошлое



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Уроки фотосъемки » Навыки цифровой съёмки

С зеркалом и без

Что выбрать: хороший компакт или дешевую зеркалку?

Вопрос «компакт или зеркалка?» периодически волнует всех, кто не является признанным профессионалом в фотографии и тем не менее предпочитает «мобилографии» насыщенные, резкие, контрастные снимки. Holy war по этому поводу началась не вчера, и вряд ли закончится завтра. Одно время казалось, что зеркалки безоговорочно победили — но потом ситуация начала стремительно меняться в другую сторону.

МНОГАЯ ЛЕТА!

Совсем недавно участь аппаратов, которые у нас принято называть просьюмерскими (от pro и consumer — «профессиональный потребитель»), казалась всем очевидной: они умрут, уступив место зеркальным камерам начального уровня. Но с тех пор произошло много всего: рынок недорогих зеркалок наконец-то перенасытился предложением, потребители устали от мыльных блеклых фотографий, ну и, конечно же, случился кризис. Компакты высшей категории на месте не стояли, развивались и росли, так что теперь можно сказать: просьюмерки не вымерли, а наоборот, окрепли и готовы бороться за пользователя — того самого, который должен был купить компактную камеру, но купил зеркалку.

Но и зеркальные камеры кое-чему научились. Прежде всего, то, о чем раньше и подумать было нельзя — съемка видео профессиональным фотоаппаратом — встречается сейчас все чаще и чаще. Но даже если аппарат не умеет снимать видео, он наверняка может передавать на дисплей изображение в реальном времени (Live View). Да и поворотные дисплеи на зеркальных камерах уже не редкость. Кроме того, если раньше «психологическим ценовым порогом» считалась сумма в тысячу долларов США, то теперь и шестьсот долларов за комплект из объектива и «тушки» — не повод для гордости.

В общем, у нас нет желания разворачивать очередной виток войны, но разобраться в вопросе, что лучше и для чего, очевидно, стоит. И, чтобы эта попытка не выродилась в бессмысленное сотрясание воздуха, требуется выяснить: перед кем стоит такой выбор — между компактным аппаратом и зеркальной камерой?

ДЛЯ КОГО ЭТО?

Нам в контексте этой статьи совершенно не интересны два типа фотографов. Первые — те, кто уже точно все для себя решил и собирается «расти». Разумеется, такой человек купит себе зеркалку, да еще перед этим посоветуется со знакомыми специалистами на предмет, что и у кого можно взять попользоваться», и сделает вполне осознанный выбор как между системами, так и между камерами одной системы.

И второй тип «неинтересных» фотографов — те, кому совершенно все равно, какие снимки у них получатся. Не думаем, конечно, что такие нас читают (зачем?), но все же оговоримся: люди, которым лишь бы снять, будут выбирать не между DSLR и просьюмеркой, а между гиперкомпактом и просто компактной камерой.

Гораздо более интересный и многочисленный класс пользователей цифровой фототехники — это люди, привыкшие к хорошим фотографиям и желающие всего лишь привозить из каждой поездки, приносить с каждой вечеринки четкую, резкую, насыщенную память о прошедших событиях. Эти люди или не хотят становиться более продвинутыми, или хотят, но когда-нибудь потом, но сейчас им нужно совсем немного — чтобы камера, которую они купят, могла обеспечивать техническое качество снимка, достаточное для того, чтобы потом не краснеть перед близкими, показывая им фотографии. И все это — не за большие деньги. Вполне естественное желание, согласитесь. Раньше для этого нужно было освоить физику, химию и еще кучу разных дисциплин, сейчас есть «цифра». Появилась другая проблема — выбор. Ведь большинство не особенно дорогих аппаратов дают совершенно никакие снимки: в угоду компактности и дешевизне упрощается оптика, уменьшается матрица, а результат — на снимках с таких аппаратов еле-еле можно различить лица.

Итак, нам не интересны убежденные чайники и будущие профессионалы. Мы в этом материале говорим о людях, которым нужны красивые снимки «за недорого», то есть о любителях. Если фотография перерастает в хобби и человек соглашается вкладывать в нее деньги, он опять-таки вынужден покупать зеркальную камеру. Если же бюджет ограничен, то все становится гораздо интереснее.

ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС

Буквально год назад объектив за сорок тысяч рублей был для многих вполне себе нормальной покупкой, а цена даже казалась приятной. Сперва можно было купить зеркалку, затем купить один объектив, потом другой... Сейчас ситуация иная, курс заморских валют будет расти, а вместе с ним и цены на фотооборудование. Сегодня выгодно покупать все и сразу — а то потом денег может не хватить. И любитель сто раз подумает, а надо ли ему становиться профессионалом.

Компактная камера дешевле зеркальной, это и так понятно. Даже если это просьюмерка — все равно дешевле. Например, эталонные аппараты нашего обзора — самая дешевая зеркальная камера Canon EOS 1000D и самая дорогая компактная Canon Powershot G10 — стоят 18 500 и 17 000 рублей соответственно. Небольшая, казалось бы, разница. Но полторы тысячи рублей — это цена переходного кольца для G10, которое позволит использовать конвертеры и светофильтры.

Короче говоря, финансовая сторона вопроса такова: мы рассматриваем покупку камеры как абсолютно самостоятельный акт, который по умолчанию не предполагает дальнейшего вложения денег. Т. е. мы покупаем не конструктор для того, чтобы заменять в нем дорогостоящие детали, а фотоаппарат — для того, чтобы снимать. Исходя из этого, следует забыть про потрясающие возможности расширения зеркальной системы, или по крайней мере обращать на них меньше внимания. Камера рассматривается в состоянии «из коробки».

ОПТИЧЕСКИЙ ОБМАН

В коробке с камерой у нас либо сам аппарат, либо аппарат и его объектив. Про аппараты мы еще поговорим, а сейчас внесем ясность в вопрос с оптикой.

Что прилагается к недорогой зеркалке? Простенькая линза с трехкратным зумом, с оптической стабилизацией и слабенькими световыми характеристиками: 18-55 мм (29-88 мм экв.) f/3,5-5,6 IS. Недостаток резкости, небольшой диапазон фокусных расстояний, самая простая оптика, отсутствие каких-либо шкал и вращающаяся передняя линза. В общем, не выдающийся объектив. Такие объективы, верите вы или нет, проектируются для того, чтобы у потребителя возникло желание как можно быстрее купить новый объектив.

Что установлено в просьюмерке? Та же PowerShot G10 укомплектована пятикратным зум-объективом со стабилизатором и светосилой 2,8-4,5. Оставив пока в стороне рассуждения о том, что есть светосила и как она связана с размером матрицы, отметим лишь, что с точки зрения потребителя объектив 28-140 мм экв., f/2,8-4,5 IS выглядит гораздо интереснее.

Да и не только для потребителя. У большинства просьюмерок оптика лучше, чем вам могут положить в набор «тушка и линза». Причина проста: оптика компактных аппаратов несменная, что поставил — тем и будет фотограф пользоваться весь срок жизни аппарата. Поэтому подход к ее созданию принципиально другой. Понятно, что даже с объективом USM-серии она не сравнится, но ей это и не требуется. Не ждите от «компактной» оптики резкости высших серий объективов, но превзойти «китовую» ей вполне по силам. В состоянии «из коробки» компакт высокого класса более привлекателен с точки зрения оптики, чем kit, состоящий из тушки и объектива «на сдачу».

НАЧИНКА

По качеству начинки зеркалки — впереди планеты всей, тут уж ничего не попишешь. Давайте сравним хотя бы размеры матриц этих аппаратов с размерами сенсоров компактных камер. Матрица EOS 1000D — 10 Мп на площади 23х15 мм. Матрица G10 — 14 Мп на площади 7,5х5,5 мм (примерно соответствует типоразмеру 1/1,7 дюйма). Мегапиксели отбрасываем: любое число больше десяти устроит любителя. А вот с физическим размером не поспоришь: матрица зеркалки и больше, и шумит меньше.

Зеркалка, даже самая маленькая, всегда больше любого компакта. Да у компактной камеры еще и объектив складной...

Но так ли это важно для нашего любителя? Да, это было очень важно раньше, когда маленькие сенсоры компактных аппаратов давали ужасную картинку начиная с чувствительности 200 единиц ISO, но сейчас-то сенсоры другие... И даже 800 единиц на матрице 1/1,7 дюйма выглядят вполне прилично.

Максимальная чувствительность матрицы EOS 1000D ограничена 1600 единицами ISO. Сравнив снимки, сделанные «тысячником» и «десяткой» на этой чувствительности, мы отметим, что кадр с 1000D, конечно, выглядит менее шумным, но не намного, оба снимка более-менее приличны на вид, но совсем негодны к печати. На ISO 800 разницу вы найдете, но вот как описать ее словами и как обозначить пользу или вред от нее — вряд ли скажете. Потому что и тот, и другой снимок вполне может сгодиться и на рабочий стол Windows, и в рамку на письменном столе. А других критериев у любителя нет, и на физический размер сенсора как таковой ему абсолютно наплевать до тех пор, пока он не понимает, что связывает этот параметр с качеством фотографий. Сейчас фразой «чем меньше матрица — тем больше шумов» уже не отделаться: шумов-то больше, только технологии шумоподавления и производства сенсоров на месте не стоят.

Еще один принципиальный параметр, по которому компактным камерам пока не угнаться за зеркальными — скорость фокусировки. На зеркалках и компактах используются принципиально разные системы автофокусировки. И «зеркальные» системы с коллиматорами работают быстрее «компактных», оценивающих контрастность в зоне фокусировки. То есть, проще говоря, фокусируется зеркалка быстрее, чем компактная камера.

Но всегда ли это так? Во-первых, современные системы фокусировки просьюмерок тоже не слишком медленные, во-вторых, ультразвуковой фокусировочный мотор уже встречается в оснащении некоторых крупных цифромыльниц и будет встречаться только чаще, а в-третьих, не забывайте: мы ведем разговор от имени любителя, которому не цифры нужны, а практическая сторона дела. Так вот, зеркальная камера, конечно, позволит куда более эффективно снимать спортсменов и вообще быстро движущиеся объекты. Но так ли часто любителю это нужно? А для съемок себя и семьи высокая скорость автофокуса не нужна, хватит и средней.

четыре кадра в секунду, сенсор CMOS, универсальный объектив и USM-фокусировка — такими скоро будут все хорошие компакты!

Ну и раз уж мы заговорили о скорости, давайте коснемся и скорости съемки. Средняя зеркалка снимает быстрее средней просьюмерки, это факт: скорость съемки даже самого простого зеркального аппарата никак не ниже трех кадров в секунду, в то время как у просьюмерок — в основном не больше одного. Для любителя этот параметр, в отличие от абстрактной скорости фокусировки, имеет большое значение. Человек, не владеющий техникой быстрой компоновки кадра, не всегда может определить нужный для нажатия кнопки момент, и предпочел бы выбирать из трех почти одинаковых кадров. Что ж, пока зеркальная камера в этом отношении предпочтительнее, однако и тут есть подвижки: если раньше в компактных камерах можно было встретить только малошумные медленные сенсоры CCD, то теперь аппараты со скоростными матрицами CMOS уже встречаются. Посмотрите, например, на Canon Powershot SX1 IS USM: тут и скорость съемки до четырех кадров в секунду (с оговорками), и USM-фокусировка, и объектив 20х.

Более того. В последнее время появляются такие компакты, что зеркальным камерам с их скоростями съемки приходится все больше догонять... Возьмите, например, Casio Exilim EX-F1 или EX-FH20 со скоростями 60 кадр./с и 40 кадр./с соответственно. Да, пока еще очень много оговорок (в частности, эта скорость возможна только в течение секунды), но поверьте, через год-другой такие камеры будут удивлять куда больше. К тому же любитель с его средней скоростью реакции оценит функцию предзаписи (ту, которая позволяет вернуться в прошлое, пока только на 0,5 с), невозможную в зеркальных камерах.

ОТЛИЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Вообще, способности некоторых компактных камер — тема отдельного разговора, который, возможно, состоится в ближайшем будущем. Однако нас в контексте этой статьи интересуют не столько конкретные модели, сколько тенденции. Раньше ведь было ясно: зеркалки умеют все, только не умеют видео снимать и по дисплею визироваться. Сегодня в новых моделях эти пробелы устранены. Компакты же за это время приблизились к зеркальным аппаратам по всей прочей функциональности. Но есть ли что-то такое, что по-прежнему позволяет жестко разграничить просьюмерки и зеркалки?

Компактные камеры, как уже говорилось, плохо подходят для съемок спорта, но реалии таковы, что скоро и это будет не так. Например, в макросъемке камера с китовым объективом (без специальных приспособлений) уступает просьюмерке: из-за особенностей конструкции минимальная дистанция фокусировки у компакта гораздо меньше, что дает более качественный макроснимок.

Зеркальная камера позволяет посмотреть на мир «через объектив», компактная — нет, картинку видно только на дисплее. Но дисплеи сейчас яркие и быстрые, и съемка «по дисплею» доставляет дискомфорт лишь в очень солнечный день или при работе с быстро движущимися объектами. Зато компактная более универсальна: двадцатикратный зум для «зеркалки» много весит и дорого стоит.

А еще....нет, вот и все. По большому счету, никаких других принципиальных функциональных отличий у камер двух описываемых типов не осталось. Зеркальные камеры берут в одном, компактные — в другом. При этом консьюмерки обязаны быть универсальными — у них-то оптику не поменяешь.

ЭРГОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Зеркальные камеры обладают куда более удобной системой управления, чем компактные. Любитель вы или нет, органы управления зеркалки вы освоите очень быстро и с удовольствием будете менять параметры снимков. У компакта тоже есть органы управления, но удовольствия от них мало. С просьюмерками отдельная история: пытаясь приблизить их управление к «зеркальному», производители сделали кучу совершенно неудобных аппаратов и единицы — удобных. Надеюсь, вы читали статью про G10 и мне не нужно повторяться. Тем не менее просьюмерки с удобным управлением, даже, как выяснилось, более удобным, чем у некоторых зеркальных камер, существуют.

Современные просьюмерки выдают хорошие снимки даже при ISO 800 и ISO 1600. Слева — ISO 800, справа — ISO 1600

Но управление компактов развивается быстрее. Отчасти так происходит потому, что владельцы зеркальных камер более профессиональны, консервативны и «давно к такому управлению привыкли». Не знаю, есть ли еще куда развиваться, но если и будут в управлении какие-то принципиальные новшества, то придут они именно из «компактного» сектора.

Об эргономике разговор особый. Человеческая рука не сильно изменилась за весь срок существования цифровой техники, и вряд ли поменяется в ближайшем будущем. «Фотоаппаратная» форма устаканилась еще в доцифровые времена, и надежд на ее изменение опять-таки немного. Разработчики зеркалок при проектировке корпуса сталкиваются с естественными ограничениями. Во-первых, нужно разместить зеркало. Во-вторых, некоторые элементы располагаются в строго определенном порядке (например, объектив, матрица и зеркало — на одной линии). Простора для фантазии, мягко говоря, немного. В итоге получается классический корпус из классических же материалов с привычным расположением органов управления. Удачным расположением, да, но самым ли удачным?

Другое дело — компактная камера. Матрица маленькая, объектив небольшой, зеркало вовсе не нужно... Можно придумывать какие угодно формы корпуса, использовать различные нетрадиционные материалы, и самое главное — экспериментировать с размером. Это очень важный параметр.

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ!

Заметим, все это время мы вовсе не пытались доказать превосходства компактов. Мы хотели сказать, что компактные камеры высшего класса не сильно уступают простым зеркальным камерам или не уступают им вообще. Но! При этом, что касается функциональности, у компактов почти нет однозначных весомых преимуществ перед зеркалками. Что же тогда заставляет людей покупать просьюмерки и почему количество покупателей будет только расти?

Panasonic Lumix DMC-L10: поворотные дисплеи на зеркалках нынче уже не редкость

Причина номер один — цена, и тут все ясно: только самая дешевая зеркалка стоит столько же, сколько дорогой компакт, DSLR чуть более высокого уровня сильно дороже. Но второй, пожалуй, наиболее важный параметр — размер, который имеет значение почти всегда. Как бы ни старались разработчики зеркалок сделать свои камеры компактнее, у них это плохо выходит — сильно меньше аппараты не становятся. Зеркальная камера — это всегда не меньше килограмма веса, это полная несовместимость с карманами, это необходимость покупки фоторюкзака или специальной защищенной сумки...

В то время как компакт, даже высшей категории — это часто небольшой металлический параллелепипед без особых выступающих частей, который в боковой карман джинсов, наверное, не влезет, а вот в куртку — вполне. Никакого рюкзака, никакой чистки матрицы — положил и забыл. В отличие от профессионала, который за денежку не против и рюкзачок потаскать, любитель снимает для себя, и чемодан с фотоаппаратом таскать не будет. Профессионал — «выходит на съемку», а любитель просто фотографирует везде и всюду. Так зачем ему громоздкая зеркальная камера? Для фотопрогулки хватит и компакта, точно так же как и для поездки, особенно если руки откуда надо растут.

Термин «любительская зеркалка», строго говоря, некорректен. Так почему же их так много, почему масса людей даже не смотрит в сторону компактных камер, даже если это хорошие компакты? Причина, полагаю, в том, что мы привыкли: хорошие кадры делаются только зеркалками. На самом-то деле хорошие кадры делаются хорошими фотографами, но кто об этом думает? Для большинства важно лишь, какой у этого фотографа аппарат.

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

Во-первых, если у вас ограничен бюджет, смотрите на просьюмерки.

Во-вторых, если вы не планируете становиться фотографом, попробуйте поснимать просьюмеркой.

В-третьих, если вам нужны технически качественные снимки своей семьи и ничего более, то просьюмерки — ваш выбор.

В-четвертых, когда мы вернемся к этому разговору через год-полтора, просьюмерки, вероятно, станут лучше, а зеркалки разве что мегапикселями прирастут.

И в-пятых, перед выбором фотоаппарата читайте поменьше старых статей — они действительно неактуальны, так как рассматривают неактуальные камеры.

А в одном из последующих номеров мы постараемся представить себе идеальную компактную камеру, и заодно понять, почему ее никто в ближайшее время не сделает.



Источник: http://mobi.ru/
Категория: Навыки цифровой съёмки | Добавил: defaultNick (25.09.2009) | Автор: Бучин Сергей W
Просмотров: 6180 | Комментарии: 1 | Теги: сейчас, просьюмерки, объектив, камеры, камера, компактных, зеркалки, iso, вполне, зеркалка | Рейтинг: 1.2/4
Всего комментариев: 1
1  
отличная статья! написано все четко и по делу!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Живая книга
Категории раздела
Навыки цифровой съёмки [13]
Уроки [5]
Уроки по фотосъемке и техникам продажи своих фото
Самое интересное
Рассылка 'Фотосъемка природы и людей на природе и в интерьере'

Наш опрос
Куда бы вы хотели, чтобы отправился главный герой книги?
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск
Друзья сайта
  • Продажа дешевых современных серверов. Бесплатная доставка и гарантия.
    Дешевые сервера, бесплатная доставка и гарантия.
  • Китайская медицина
    Продукция Традиционой Китайской Медицины

  • Писатель Вадим Бабанов
    Официальный сайт писателя Вадима Бабанова
  • Экскурсии в Новом Иерусалиме

    Экскурсия в монастырь Новый Иерусалим

    На этой экскурсии Вы побываете в открытых приделах храма: В Успенском приделе (находятся мощи св. мученицы Татианы и святыня крест - мощевик, подаренный монастырю иерусалимскими монахами. Крест содержит частицы Креста Господня и мощей святых, включая евангелиста Марка); в Архангельском приделе увидите список Тихвинской чудотворной иконы Божией матери XVII века и гробницу патриарха Никона в Предтеченском приделе, возле которой происходят чудесные исцеления; в действующей подземной церкви Константина и Елены с уникальным медным иконостасом (находится кладезь "Живоносный источник"); пройдетесь по монашеской территории - вдоль братских корпусов; побываете в деревянном зодчестве; сможете пройтись по крепостной стене и побывать в Гефсиманской, Сионской и Елизаветинской башнях и в надвратной Входоиерусалимской церкви над Золотыми воротами; у скита патриарха Никона; сможете увидеть реку Иордан (Истра) с ее купелью с рассказом о чудесных исцелениях. Прогулка по монастырскому полю и Гефсиманскому саду, а также вдоль монастырской стены, где можно увидеть два озера, именуемых Галилейским морем из которых вытекает Кедронский поток...
    Подробнее на сайте: http://www.ierusalim.ru/exkurs.php

  • Copyright MyCorp © 2017